ПУСТО

Здесь в будущем будет мой баннер

понедельник, 16 апреля 2012 г.

Ансамбль Хазрет Имам






Ансамбль сложился на могиле одного из первых имамов Ташкента, известного ученого, знатока Корана и хадисов, поэта, ремесленника (изготовлял замки и ключи к ним, кормил своим ремеслом свою семью) Хазрети Имама (полное его имя - Абубекр Мухаммад Каффаль Шаши). По историческим сведениям он был погребен на территории, где позже развился один из четырех городских районов Ташкента - Себзар. Могила была популярна и высоко почитаема. По имени шейха вся местность в себзарской части старого города получила название Хазрати Имом (сокр. Хаст Имом).

В XVI веке основу ансамбля составляло медресе Барак-хана, объединившее в единый комплекс еще два мавзолея XV-XVI веков - Безымянный и Суюнидж-хана. Здесь также имеется богатая библиотека восточных рукописей. Напротив медресе Барак-хана размещается ташкентская мечеть Тилля-шейха (XIX в.), функционирующая до сих пор.
Архитектурное сооружение XVI в., мавзолей, возведённый над могилой почитаемого духовного лица Мухаммеда Абу-Бекра Каффаль-Шаши (ум. в X в.) также входит в ансамбль Хазрет Имам. Мавзолей имеет прямоугольную форму, увенчан куполом на цилиндрическом, слегка сужающемся барабане. Несмотря на то, что здание неоднократно ремонтировали, в стенах древней части мавзолея сохранился жженый плиточный кирпич и пояса майоликовых надписей, украшающих мавзолей и по сей день. В окна вставлены ганчевые панджара.
Мавзолей Каффаль-Шаши представляет собой редкую разновидность многокамерных мавзолеев-ханака середины XVI в. с ассиметричной планировкой; он сохранил уникальный для Ташкента декор - майолику XVI века с исторической надписью, содержащей имена зодчего и каллиграфа и дату сооружения - 1541-1542 гг. Этот памятник представляет собой большую историческую и художественную ценность.

В 40 метрах от мавзолея Каффаль Шаши находится ранее построенная мечеть-намазгох (сер. XIX в), которая также входила в ансамбль Хазрети Имом. Она была построена в 1856-57 гг. кокандским ханом Мирза Ахмед Кушбеги. Это прямоугольная в плане, продольно-осевая постройка XVI века, перекрытая 12 куполами (по три, в 4 ряда). Точных исторических данных о времени постройки нет. Известно лишь, что она возведена в пору Кокандского ханства (1-ая пол. XIX в). В 1970 г. во дворе данной постройки был открыт Исламский инстутит им. имама Аль-Бухари. Этот институт закончили почти все муфтии на территории СНГ. В 2007 г. одноэтажное здание было снесено и на этом месте было построено 2-этажное здание Исламского института.

В состав комплекса входит также медресе Муи-Муборак, что в переводе означает "золотой волос (или ус) пророка Мухаммада". Постройка относится к XVI в., впоследствие неоднократно реставрировалась.

В медресе Муи-Мубарак хранится всемирно известный Коран халифа Османа. Этот Коран является первоисточником священной книги в переплёте, написанный на шкуре оленя в середине VII века. Таких коранов было написано 6. В мире осталось только 4 экземпляра, и самый хорошо сохранившийся находится в Узбекистане. В Лондоне, Турции и Каире находятся разрозненные страницы оставшихся 4 коранов.

Версий о том, как Коран Османа попал в Узбекистан, много, но официально признана следующая: когда Амир Темур разбил турецкого правителя Баязета в 1402 г., при возвращении на родину путь великого полководца пролегал через иракский город Басра, откуда был взят Коран Османа и привезен в Самарканд, где долгое время хранился в медресе.

В 1869 г. генерал фон-Кауфман захватил г. Самарканд и переправил Коран Османа в императорскую библиотеку в Санкт-Петербург. В 1905 г. было снято 50 копий этого корана, которые за баснословную цену продавались в восточные страны. В данное время две копии находятся в Ташкенте: одна - в музее Темуридов, другая - в медресе Муи-Муборак.

В 1917 г. Коран Османа забирают в город Уфу, представляющую собой центр ислама России; об этом узнают в Узбекистане и пишется письмо правительству, чтоб вернули Коран Османа истинному хозяину. В 1924 г. Коран Османа в спецвагоне спецпоезда через Оренбург привозят в Ташкент, где он хранится в Музее Истории народов Узбекистана. В 1989 г. по инициативе президента И.А.Каримова Коран передается на постоянное хранение Духовному управлению мусульман Республики Узбекистан. Сейчас он хранится в саркофаге, привезенном из Германии, где автоматически поддерживается оптимальная влажность и температура.

Рядом с медресе Муи-Муборак в 2007 г. построено здание Духовного управления мусульман Республики Узбекистан, где находится более 22 тыс. книг религиозного толка.

Поблизости от мечети-намазгох находится здание, построенное в 80-е годы прошлого столетия - это здание редакции журнала "Хидоят" и газеты "Ислом Нури" ("Луч ислама"), относящихся к Духовному управлению мусульман Республики Узбекистан.

В 2007 г. было построено новое здание мечети "Хазрати Имом" с двумя минаретами по канонам архитектуры XVI в.: айванная галерея представляет собой прекрасную работу резчиков по дереву разных школ (кокандской, самаркандской, бухарской). В этом комплексе прекрасно поработали архитекторы-ландшафтники, из разных стран были завезены экзотические деревья, кустарники, цветы. В весенний, летний и осенний периоды там гуляет аисты. В ночное время благодаря продуманной подсветке архитектурный комплекс представляет собой "1000 и одну ночь Шахерезады". Этот комплекс напоминает филиал самаркандского Регистана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий